Каркас для палатки это жесткая конструкция, которая создает форму палатки,
определяет ее жесткость и к какому виду и назначению относится палатка. Каркасы состоят из разъемных секций скрепленных между собой резинкой, проходящей внутри всего каркаса. У каркасов есть такие особенности как материал изготовления и жесткость.
Материалы
По материалу, каркасы можно разделить на:
Фиберглас
Это самый дешевый вариант, изготовленный из стекловолокна. Такими каркасами обычно комплектуются недорогие кемпинговые палатки. Как правило они черного цвета, однотонные. Требуют очень бережного обращения, так как быстро трескаются даже от не значительного перегиба. Из за не высокой устойчивости к ультрафиолету, этот материал быстро теряет прочность и становится еще менее надежным. Фиберглас не выдерживает низких температур и легко крошится при них. Пережить шторм с целым каркасом в таких палатках просто не реально.
Дюрапол (Dudrapol)
Это материал среднего и подавляющего большинства палаток на рынке. Это фиберглас хорошего качества, а структура дуги многослойная. Производитель заявляет вот такую структуру: сначала идет слой фибергласа, потом это все покрывают синтетической сеткой, далее металлической сеткой (пленки) и завершающим слоем служит полимерная смола. Эти варианты более устойчивы к ультрафиолету, имеют большую прочность при меньшем удельном весе. Как и фиберглас не устойчивы к низким температурам. По виду это как правило каркасы серого цвета с рисунком в виде сетки.
Алюминий
Это самый надежный и легкий и самый дорогой вариант каркаса на сегодня. Устойчивы к ультрафиолету и низким температурам, обладают самой высокой прочностью при меньшем удельном весе. Такие каркасы очень долговечны. Это выбор лидеров рынка по производству палаток. Широкая цветовая гамма.
Пластиковые (пвх или аналоги)
Представляют из себя полностью надувной каркас, материал зависит от цены самой палатки, а соответственно и устойчивость к УФ и долговечность. Палатки с такими каркасами тяжелее. Плюсом есть ветроустойчивость и скорость сборки, а минусом ремонтопригодность в полевых условиях.
Жесткость каркасов
На жесткость того или иного каркаса влияет не только материал изготовления но и то, как дуги пересекаются в нем. А типы этих пересечений, в свою очередь, создают виды палаток и делят их по назначению.
Тип каркаса туннель
В таком каркасе наружные дуги никак не перекрещивается. Используется в больших кемпинговых палатках, требует большого количества растяжек в любую погоду. Плохо выдерживает боковой ветер.
Типа каркаса бочка, полубочка
Этот вариант уже имеет несколько пересечений, по сути это комбинация типа тонель и полусфера, что делает его более жестким но вместительным. Применяют как в кемпинговых так и в палатках для пеших и горных походов.
Тип каркаса полусфера
Классический вариант пересечения дуг такого каркаса - по центру двух дуг. Такие каркасы часто используют в 3х сезонных туристических палатках. Каркасы повышенной ветроустойчивости могут состоять из 3-6 дуг пересекающихся под разными углами. Такие палатки часто используют в высоких горах, где требуется повышенная надежность.
Не классифицированные
Каркас может состоять всего из 1 дуги но иметь специфическую форму. Такие каркасы жесткие и легкие.
Наконечники дуг каркаса
Бывают в виде трубки, или литого наконечника. Особо не на что не влияет, но обычно наконечники в виде трубки стоят на более дешевых вариантах палаток на фибергласе.
Ремонтопригодность
Все каркасы ремонтируются как в походных условиях так и вне них. Для вариантов фиберглас, дюрапол, и алюминий, есть ремкомплекты, с помощью которых это можно сделать хоть и временно но быстро в походных условиях. Надувные каркасы нужно клеить, а для этого нужно сначала определить место прокола, а это можно сделать не так быстро. Плюс конечно же пострадает внешний вид, в отличии от каркасов фибергласа, дюрапола и алюминия, где достаточно заменить одну или несколько секций. О том как починить дуги у палатки читай в этой статье.